Ребенок - маленький исследователь. В любом,
на первый взгляд, неприглядном предмете он найдет что-то интересное, куда-то
его да пристроит, будь то просто палка, или часть выброшенного кресла или
ржавая кастрюля с дыркой. Город таит в себе множество интересных для ребенка
мест и предметов, которые он активно использует в игре.Почему дети умеют
превращатьГде-то в возрасте около шести лет у нас с подругой была своя
«столовая». Мы соорудили ее в старом бабушкином сарае, а из дров сложили столы,
стулья и место для приготовления пищи. Чего только мы там ни наготавливали: и
супы, и котлеты, и салаты, и даже кисель. Причем не просто один вид блюд,
например, котлет, а как минимум два: котлеты говяжьи или свинные. Ассортимент
был широк. Материалом или «продуктами» - были вода, трава да песок. Такое
количество «вкусностей» получалось, а основа - скудна. Как так?Дело в том, что
у детей необычайно развито воображение. Где у каждого подручного материала
(«продукта» ) не одно значение, а множество. Так, трава становилась свеклой в
борще, заваркой в чае, огурцами в салате. К тому же, ребенок рано познает
свойства предметов, подмечая, что песок рассыпается, когда сухой, хорошо
лепится, если его намочить, и достаточно долго держит форму. Ребенок
абстрагируется от того, что есть под рукой, и переносит свои действия в мир
фантазии. Ребенок готов активно взаимодействовать с тем, что есть, он не ждет
другого.Дети - тайное сообщество, где каждый разделяет фантазию группы. Так
нашу фантазию о вкуснейших блюдах разделяли дворовые ребята, которые с радостью
ели вкусность, а затем выплевывали песок, но приходили снова. Дети начинают
верить в то, что представил один из них, они готовы считаться с воображением
каждого и участвовать в общей фантазии.Почему дети страшатся подваловПочти
всякий ребенок хоть раз испытывал ужас, проходя мимо приоткрытой двери в
подвал. Какое чудовище спряталось там? Кого оно поджидает?В нашем киевском
дворе тоже было свое страшное место. Находилось оно недалеко от дома, и мы часто
прохаживали мимо, чтобы проверить стали ли мы смелее. Это были развалины
детского сада, где под упавшей стеной виднелся подвал. Темный и таинственный.
Место по-настоящему жуткое, и как я сейчас понимаю, довольно опасное. К подвалу
вели ступеньки, и чтобы определить, кто же из нас самый смелый, нужно было
спуститься на большее количество ступенек вниз.Мы нередко представляли, что в
этом подвале, должно быть, кто-то живет. Возможно страшная бабка, которая ест
детей, а возможно какое-то животное, но тоже обязательно страшное.Поход в
страшное место - дело важное для каждого ребенка. Психологи считают, что
страшные места актуализируют страх смерти. То есть это такая игра: боюсь, еще
шаг - не боюсь - опять боюсь. Страшное место может быть где угодно: помойная
яма во дворе; соседская дверь, за которой живет «людоед»; маленькая дверца
возле пола в доме или даже камин.А страшные чудовища за дверью - плод детской
фантазии, которой свойственно наделять неживые предметы характеристиками живых.
Так камешек превращается в лягушку, швабра с тряпкой - в приведение, а скрип
двери - в страшный рев.Каждый ребенок может приблизиться к своему страху на
определенное расстояние - и это расстояние - его статус в группе. Не нужно
насильственно приближать ребенка к страшному месту, это чревато нервными
заболеваниями.В нашей детской компании был один мальчик, который сумел зайти в
подвал! Правда, выбежал оттуда со страшными криками и очень быстро. Его статус
в группе был очень высокий, и держался таковым вплоть до старших классов.Для
детей поход в страшное место - это проверка на смелость, а скрытый его смысл -
определить статус каждого ребенка в группе.Что интересного на деревеОх, как не
любят такие затеи родители. То и дело стараются снять дитя с веток. А зачем?
Пусть бы лазило. Тем более что дерево - это территория неприкосновенная для
взрослого. Ведь по деревьям лазают не взрослые, а дети.С дерева ребенок увидеть
может гораздо больше, чем взрослый. А стоя рядом со взрослым, обзор видимого
пространства у ребенка ограничен его ростом.Как любят дети строить
наблюдательные пункты на ветвистых друзьях. К тому же «дом» или штаб должен
быть оборудован как у взрослых. Там должно быть место, где спать, хотя никто
там в реальности не спит. Должен быть стол, за которым можно есть либо чертить
карты местности. Должны быть полки, куда удобно сложить всяческие, очень нужные
вещицы, такие как компас, ручка, рогатка и прочее. Это такой себе прототип
взрослого мира. Но мир детский в таких штабах противопоставляется взрослому.
Взрослым путь в штаб категорически воспрещен. Во-первых, взрослый - не ребенок,
во-вторых, штаб его не «выдержит». Все чем может быть полезен взрослый для
штаба, так это доски найти для дома в ветвях, помочь прибить (если нет ребят,
которые могут сделать это сами), и поставкой продуктов. Даже инвентарь дети
добывают сами.Домики девочек существенно отличаются от штабов мальчиков.
Девочки часто используют в качестве дома стол, накрытый скатертью, прячут там
кукол и еду. В моем детстве наш дом-штаб располагался на крыше гаража, куда
можно было добраться по дереву. С высоты гаража мы наблюдали за соседями,
иногда бросались косточками вишни. Мы могли провести на гараже целый день.
Спускались вниз только покушать, за какой-то куклой или другими вещами.
Мальчиков в наш дом мы не пускали, так как недалеко у них был свой штаб, куда
нам вход, естественно, был также воспрещен.Так дети создают свой маленький,
уютный мирок, откуда наблюдают за суетой взрослых, и где понимают друг друга с
полуслова.Почему дети любят грязные местаОсобенно привлекательны для детей
всяческие злачные места вроде свалок ненужных вещей и помоек. Почему - не
задумывались вы? Внимательный родитель в первую очередь обратит внимание на
внешний вид дитяти: растрепанные волосы, вымазанная в мазут рубашка, порванные
штаны, исцарапанные руки. Что же там происходит? И почему туда так тянет
детей.Во-первых, там можно найти множество интересного для девических
секретиков. (бусинки, ленточки, старые брошки, которые девочки любят прятать,
зарывая в земле, под стеклышко и украшая сухими лепестками растений) и
мальчишеских тайничков (всякие лезвия, старые ножи, которые принято прятать в
щелях). К тому же мальчики обычно охотятся на секретики девочек, поэтому к
состязанию каждая сторона готовится тщательно.Во-вторых, на свалках, можно, делать
то, что запрещено дома. Там можно разбрасывать вещи, бить пустые бутылки,
прыгать на прогнившем диване, ломать абсолютно все. Такая разрядка даже полезна
- ребенок может выразить свой гнев без чувства вины за то, что он что-то
испортил. Тут никто не будет его ругать. Тут можно все.То есть, с одной
стороны, свалка - это злачное место, а, с другой - место, где можно вылить свои
эмоции. Ведь правда, пусть лучше разозлившийся малыш поколотит старое кресло,
чем отдубасит младшего брата.Порой, мир детей, кажется намного интереснее мира
взрослых. У детей особое восприятие, особые радости, особые интересы. Важно
помнить, что дети все понимают по-своему. И не нужно судить их поступки слишком
строго.
|