От волка до музыканта
Это неочевидно, но факт: человек ходит на
двух ногах только потому, что его этому обучили. Описаны случаи с реальными
детьми, которых воспитывали волки, - например, сестры Амала и Камала. Они с
поразительной скоростью бегали на четвереньках, но почти не могли ходить на
двух ногах, хотя их упорно старались переучить. Правда, они приобрели другие
способности, которых обычный человек лишен: умение видеть в темноте и
чувствовать запах мяса за 70
метров. Это говорит о том, что ребенок - существо
удивительно пластичное. В нем развиваются те способности, которые замечают и
ценят те, кто его воспитывает. Все родители многим вещам обучают ребенка
стихийно: им не нужно читать книжки по педагогике и детскому развитию, чтобы
научить ребенка ходить, говорить и пользоваться туалетом. К четырем годам
ребенок усваивает основы своей культуры, которые крепко сидят в нем всю
оставшуюся жизнь. Дальше развивается уже заложенное. Это надежный механизм
передачи культуры из поколения в поколение. А кроме общей культуры мы передаем
детям свою субкультуру и особенности характера: манеры речи и поведения, свои
навыки и умения, а также - хотим мы того или нет - свои неврозы и недостатки.
Так, Моцарт неслучайно появляется именно в династии музыкантов, - и этот
мальчик уже в пять лет выступал с концертами. Вероятно, это пересечение
врожденных способностей и среды, которая готова эти способности питать.
По-видимому, все дело в том, что окружающие радовались, когда младенец Моцарт в
крике брал нужную ноту или пытался ритмично стучать кулачком по клавесину. А
что было бы с Моцартом, если бы он родился в семье, равнодушной к музыке?
Немножко инопланетянин
Можно не сомневаться: рано или поздно мы
научим ребенка ходить, говорить, пользоваться туалетом, застегивать пуговицы,
завязывать шнурки и даже выполнять домашние задания. Кроме того, мы сможем
оценить многие его способности, похожие на наши собственные, - в конце концов,
ребенок несет в себе наши гены. Но наверняка у нас есть и "слепые
пятна" относительно его даров, не похожих на способности родителей.
Допустим, мама с папой - тихие интеллигентные любители чтения, а ребенок - в
силу темперамента, который невозможно изменить, - должен много двигаться.
Родителям покажется, что он "неумеренно подвижный" и "неусидчивый",
а у ребенка может на всю жизнь остаться ощущение: "Я плохой, а мои
движения всем причиняют неприятности". Хотя, быть может, в той семье
растет блестящий спортсмен.
Ваши дети — это не ваши дети. Они приходят
через вас, но не от вас, они с вами, хотя и не принадлежат вам.Вы можете давать
им свою любовь, но не мысли, поскольку у них есть собственные мысли. Вы можете
стараться уподобиться им, но не стремиться сделать их подобными вам.Калил Гибран
Или, допустим, тонко чувствующий и
наблюдательный маленький интроверт родился у говорливых и активных родителей.
Он хочет побыть один, а ему постоянно твердят: "Что ты сидишь как сыч в
своем углу. Пойди-ка поиграй с ребятишками". И у него на всю жизнь
остается ощущение, что его приватный мир - это нечто противозаконное и
порочное. Так может произойти трагедия: свой особый дар, который не могут
оценить родители, ребенок начинает воспринимать как дефект. Это трагедия, в
которой никто не виноват. Поэтому на всякий случай лучше подозревать, что ваш
ребенок - существо с иной планеты, что его способности мне неизвестны.
Оцените его особенности
Как жить с инопланетянином, особые дары и
потребности которого мы можем просто не заметить? Да, ребенок - существо крайне
пластичное, но многие его особенности - врожденные. То есть, вряд ли изменятся
на протяжении всей жизни. Это, в первую очередь, касается темперамента.
Насколько быстро ребенок осваивается в новой обстановке, как он реагирует на
неудачи, уровень его активности, экстраверсия и интроверсия - это данности,
которые невозможно изменить. Но не нужно путать врожденные особенности и
реакции на среду. Если это особенности врожденные, они проявляются всегда и
везде, причем с первых месяцев жизни. А вот совсем другой случай: девочка,
которая в школе уже несколько лет считалась глубокой тупицей и не могла усвоить
таблицу умножения. Но она же могла часами читать книжки про птиц, узнавала все
виды птиц, которых видела, могла рассказывать про них бесконечные интересные
истории взрослым и умело подражать их голосам. Это значит, что ее неспособность
сосредоточиться в школе - просто реакция на неподходящую систему обучения, но
отнюдь не "врожденная тупость". Как ни странно, скука ребенка в школе
или в детском саду часто объясняется именно его одаренностью, и подобные трагедии
несоответствия способностей им среды встречаются нередко.
Главное - дары!
Не все дети являются маленькими гениями.
Сколько ни старайся, из большинства детей не получится Моцартов или Эйнштейнов.
Но у любого, самого "среднего" ребенка есть свои сильные стороны,
свои дары. Если родители их не замечают - это огромная проблема! Ведь именно
этими сторонами личности человек будет пользоваться всю дальнейшую жизнь.
Поэтому надо хорошо знать сильные стороны личности ребенка и строить все
воспитание и дальнейшее обучение именно на них. А если не обратить на них
внимания в детстве - и чем раньше, тем лучше, - это может оставить отпечаток на
всю дальнейшую жизнь ребенка, который будет себя ощущать бездарным и пустым
человеком. Дары не обязательно связаны с хорошими оценками в школе или
дальнейшими великими достижениями. Может быть, это умение разряжать напряженную
ситуацию, эмпатия или повышенная чувствительность к тому, что происходит в
семье или просто "здоровый пофигизм" и чувство юмора.
- Что касается способностей, о многом
маленький ребенок расскажет сам - своим поведением. Задайте себе простой
вопрос: что он любит делать долго (компьютерные игры и просмотр телевизора
не считаются!)? Рисовать, разглядывать книжки про динозавров, играть с
другими детьми или смотреть, как папа делает дрелью дырки в стене?
- Все дети разные - и принцип
"справедливости" к ним не всегда применим: каждый ребенок
заслуживает уникального отношения. И очень важно не сравнивать детей по их
способностям друг с другом! По крайней мере вслух.
Неприятные черты характера
Почти у каждого ребенка найдутся черты
характера, которые родителям неприятны. Если эти особенности врожденные,
бороться с ними не имеет смысла. В этом случае родительское неприятие только
снижает детскую самооценку и формирует ненужные комплексы. Даже если вы хотите
что-то изменить в поведении ребенка, сначала лучше принять его таким, какой он
есть. Стоит найти все черты характера, которые вам "не нравятся", и
мысленно превратить их в дары. Спросите себя: в какой обстановке эта неприятная
особенность окажется ценным качеством. Скажем, робость - это осмотрительность,
это означает, что ребенок вероятнее отклонит сомнительные и опасные предложения
сверстников или взрослых. И не стоит называть его "трусом" - даже про
себя, в мыслях.
- Очень часто раздражающие
особенности детей - это повод для роста родителей. Они напоминают
взрослому о каком-то неприятном переживании, возможно - забытом.
Исследуйте источник ваших чувств. Спросите себя: эта особенность ребенка -
что или кого она мне напоминает? Свойства моих родителей, братьев или
сестер? Черту характера, которая меня пугает в себе или муже? Если вы найдете
такого человека, носителя сходного характера из прошлого или настоящего, -
напишите ему письмо, где вы во всей полноте можете выразить ему свое
отношение (отправлять письмо, вероятнее всего, не стоит). Если это
"незавершенная работа" из вашего прошлого, разберитесь с
ним, - тут можно воспользоваться помощью профессионала, - чтобы не
"грузить" своими проблемами ребенка.
Почва для роста
Хороший родитель больше похож на садовника,
чем на дрессировщика зверей. Он может только создавать среду, благоприятную для
роста и развития ребенка. Он не может ускорить рост: если тянуть растение
вверх, такая попытка кончится плохо. Родитель не может подталкивать ребенка к
изменению, но может только приглашать попробовать что-то новое. Таким образом,
если вы знаете дары своего ребенка, прежде всего надо дать ему возможность
заниматься любимым делом как можно больше (опять же, за вычетом компьютерных
игр, ТВ или любви к сластям), сколько ребенок хочет, пока он еще мал. И
снабжать его нужными материалами и ситуациями. сСкажем, если ребенок обожает
рисовать: не жалеть бумаги, карандашей и красок, спокойно относиться к
неизбежной уборке, плюс – ценить то, что делает ребенок. Для двух-, трехлетнего
человека это куда важнее студий или формальных занятий. Если он начнет получать
удовольствие от процесса, позже он с большей вероятностью сможет переносить и
дисциплину, которая необходима при любом серьезном обучении предмету.
- Похвала - ее никогда не бывает
слишком много. Но важно освободить похвалу от манипуляции: "Ты же хорошая
девочка, ты не будешь отнимать игрушки у Вани". Когда это
манипуляция, ребенка хвалят не за то, что есть, но за желаемое поведение.
Такой подход обесценивает похвалу и создает у ребенка ощущение, что он
хороший только тогда, когда соответствует стандартам взрослых. Щедрая
искренняя похвала - это не манипуляция, а переживание праздника по поводу
даров ребенка. Так, мы все умеем искренне радоваться, когда малыш впервые
самостоятельно делает несколько шагов.
Принять свое несовершенство
И наконец, стоит помнить, что мы никогда не
станем идеальными родителями. Таких не бывает. Мы обречены совершать ошибки.
Нас временно посетил гость с иной планеты, и мы стараемся его понять, как
можем. Но мы неизбежно понимаем его недостаточно хорошо. Остается только
принять свое несовершенство. И это тоже важно для вашего ребенка: родитель,
который осознает свое несовершенство, освобождает ребенка от мучительного
бремени перфекционизма.
|