Детская психология
Негативное влияние Современных СМИ на
развитие детей очевидны для специалистов так как:
1. Современное искусство изменяет и
деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки
и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и
опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что
приводит к гипервозбудимости детей.
2. В западных мультфильмах происходит
фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой
мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и
способствует выработке соответствующих моделей поведения.
3. Дети повторяют то, что видят на
экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом,
отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не
порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения.
Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель
может стать предметом подражания для миллионов.
4. Убивая, в компьютерных играх, дети
испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В
виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и
подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия,
сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок
получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.
5. Агрессия в мультфильмах сопровождается
красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом
помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством,
дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы
мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о
красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся
представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая
культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они
уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему
взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им
показывать.
6. Часто персонажи западных
мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том,
что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы
имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие
эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые,
безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои
ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом:
невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять
бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица
Сезам».
7. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами,
насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не
выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У
детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом,
позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное –
реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира
взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда
рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых
самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
8. Главная опасность телевизора связана
с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками.
Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала,
утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается
ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые
вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми
альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и
дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с
гиперактивностью.
9. Поток зрительной и слуховой информации, не
требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это
со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать
так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или
волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует
усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную
информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных
связей, памяти, ассоциаций.
10. Компьютер и телевизор отбирает у детей их
детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения
со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир,
дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера,
лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
Далее, хотим вам предложить для внимания
рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению
психосоматического здоровья детей.
• Детям до трех лет телевизор смотреть
не следует. А если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него
судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма,
менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от
дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.
• Здоровые дети 3-4 лет проводить у
телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа
2-3 раза в неделю.
• Виртуальные образы привлекают и создают
психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют
перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих
благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала
взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая
внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
• До 7 лет у детского сознания нет
защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся
разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего
ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед
виртуальной агрессией, не сможет.
• Учитывайте факторы вредного
физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с
компьютером:
ü повышенная утомляемость,
раздражительность, истощаемость нервной системы;
ü расстройство сна,
нарушение памяти и внимания;
ü рост аллергических
реакций организма;
ü изменение в
костно-мышечной системе;
ü специфические боли в
запястье и пальцах при работе с клавиатурой;
ü развитие близорукости.
На
сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших
детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая
врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и
любить этот мир.
|