Формирование элементарной культуры мышления
должно начинаться с первых месяцев жизни ребенка. Взрослый человек, как
известно, обладает речевым, понятийным мышлением. Понятие — это обобщение опыта
человеческой деятельности в слове. Чем богаче опыт деятельности, тем
содержательнее понятия, тем глубже мысль. Нам иной раз кажется, что мы мыслим
независимо от какой-либо деятельности, от практики, но это ошибочное мнение.
Самая отвлеченная мысль всегда связана с челове-1 ческой практикой через
понятие, слово, обобщающие определенный опыт деятельности. Первые понятия
начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Этот процесс подготавливается
в раннем детстве. Обобщение опыта в слове происходит у ребенка не сразу, а
постепенно. Слово постоянно как бы все больше и больше насыщается содержанием
деятельности.
Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка:
наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление.
Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-го, 2-го, 3-го
года жизни. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное
мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия,
мышление становится все более отвлеченным.
Наглядно-действенное мышление проявляется в форме решения ребёнком
различных практических задач. Это решение протекает как непосредственная
практическая деятельность ребенка. Каждую мысль ребенка, образно говоря, можно
видеть в его действиях. Например, ребенок 2 лет видит игрушку, стоящую высоко
на полке. Чтобы достать игрушку, он берет стул и достает ее. Более старший
ребенок при решении подобной задачи поступит таким же образом, но более умело.
Это означает, что наглядно-действенное мышление с возрастом не исчезает, а
принимает иные формы. Но ребенок-дошкольник уже может решать задачи, опираясь
на свои знания, представляя себе возможные последствия своих действий. Так
постепенно движется ребенок ко все более высоким этапам развития своего
мышления. И хотя в развитии мышления ребенка мы выделяем ряд"
последовательно наступающих этапов, развитие мышления — единый процесс и все его
этапы закономерно связаны. Поэтому, формируя у ребенка даже 1-го года жизни его
наглядно-действенное мышление, мы тем самым формируем и мышление речевое,
понятийное.
Условием своевременного развития мышления ребенка 1-го года жизни является
содержательное, эмоционально-насыщенное общение с окружающими его взрослыми.
Развитие мышления как деятельности протекает в общении, в действиях с
предметами, в игре, на дидактических занятиях. Мышление как решение
практической задачи всегда связано для маленького ребенка с нахождением и
использованием средства для достижения какой-либо цели. Так, например,
5—6-месячный ребенок сначала совершенно непреднамеренно перебирает ручками
пеленку, постепенно подтягивает ее всю к себе вместе с шариком и берет его. В
другой раз ребенок уже специально тянет к себе пеленку, чтобы подтянуть лежащие
на ней игрушки.
В 6—7 мес. можно привязать ленту к цветному кольцу или погремушке, до которых
ребенок не может дотянуться рукой. После нескольких попыток ребенок использует
ленточку, подтягивая с ее помощью игрушку. Повторите такое занятие несколько
раз, меняя игрушку, чтобы ребенку было интереснее. Ленточки не должны быть
очень длинные. Для ребенка, который начал уже вставать и ходить в кроватке,
интересна еще одна игра, которая способствует развитию мышления: привяжите к
одному концу ленточки или к резинке шарик, большую погремушку, резиновую птичку
или надувную небольшую игрушку, а другой конец ленты прикрепите к борту манежа.
В этом возрасте дети любят экспериментировать с игрушками, бросая их на пол:
ребенок следит, как падают разные игрушки, какой звук они издают при этом и т.
д. Игрушку, привязанную к ленточке, ребенок будет вновь втаскивать к себе в
кроватку, подтягивая ее за ленточку. Ленточка используется ребенком как
средство достижения цели.
Начиная с 10 мес. с ребенком можно проводить специальные занятия. Усадите
малыша на детский стульчик и на столе перед ним положите шарик так, чтобы он не
мог достать его рукой. Малыш потянется рукой, вопросительно посмотрит на вас.
Привяжите к шарику или кольцу ленточку и положите опять перед ребёнком. Он
тотчас потянет за ленточку, и шарик окажется в его ладошках. Какая радость!
Повторите такую игру несколько раз, меняя цвет ленточки и игрушки, привязанных
к ним. Если малыш хорошо решает эти простые задачки, дайте ему более сложную: в
пластмассовую невысокую чашку посадите матрешку или птичку, сквозь ручку чашки
проденьте ленточку, а оба ее конца положите на стол перед ребёнком. Чтобы
достать чашку, нужно потянуть за оба конца скользящей ленты. Ребенок в возрасте
11 —12 мес. и старше может решить эту задачу, но, если ему будет трудно,
покажите сами, как достать матрешку, и он с восторгом повторит это действие.
Главное в этих практических играх-задачах то, что ребенок учится использовать
предмет (ленточку, палочку, сачок, лопатку, молоточек) в качестве средства
достижения определенной цели. Это и есть для ребенка элементарная культура
мышления. Опыт предметной деятельности, который ребенок первого года жизни
накапливает, общаясь с взрослыми, дает ему возможности решать самые
разнообразные практические и игровые задачи, готовит его к дальнейшему
умственному развитию.
Ребенок, умеющий ходить, постоянно должен решать практические задачи. Но не
всегда решение этих задач осуществляется им с помощью предметов-средств
(тесемка, палочка и т. п.). Например, ребенок видит, что игрушка лежит на
дальнем конце стола — он обходит стол и берет игрушку. Можно усложнить условие
задачи следующим образом: сделайте своеобразный лабиринт из стульев. Малыш
должен найти путь к игрушке.
Особые формы поведения складываются у ребенка в процессе общения с взрослыми.
Например, если ребенок хочет взять какую-либо игрушку, но не может этого
сделать по какой-либо причине сам, то он будет, поглядывая на взрослого,
показывать рукой на игрушку, издавая при этом звуки с просительной интонацией,
а если ребенок постарше, то он при этом говорит «дай», и т. д.
Ребенок, с которым взрослые общаются мало, не может правильно организовать свое
поведение, адресовать просьбу к родителям. Способность к решению практических
задач у ребенка, как мы видим, формируется не только в сфере действий с
предметами, но и в общении. Если при решении задач предметного содержания в
качестве средства достижения цели выступают предметы и способы действия с ними,
то в общении средствами достижения цели являются определенные способы
поведения.
Способами действия с предметами и способами (нормами) поведения ребенок
овладевает лишь в условиях постоянного целенаправленного общения с ним
взрослого. Взрослый передает ребенку исторически сложившийся опыт поведения,
способы действия с предметами, создает условия для обогащения опыта ребенка,
развития его мышления. Немаловажную роль в развитии мышления ребенка играет
формирование познавательной направленности его деятельности, практической
умелости, накопление практических знаний, приобретаемых им в игре с
предметами-игрушками.
Накопление опыта деятельности и его обобщение в форме разнообразных целевых
способов действий с предметами, способов общения с людьми обеспечивает правильное
развитие мышления ребенка и преобразование его из наглядно-действенного в
раннем возрасте в наглядно-образное и понятийное в дошкольном и школьном
возрасте.
|