Самый чувствительный период для развития
интеллектуальных и творческих способностей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий
для развития все психических процессов – восприятия, памяти, внимания и
мышления.
Основой успешной коррекционной и
развивающей работы является стимуляция
познавательной активности. А для этого необходимы:
- высокий уровень развития всех
познавательных процессов;
- физическое здоровье детей.
Без этих непременных условий сомнительна
любая успешная коррекционная и развивающая работа.
Вспомним коротко характеристику основных психических процессов.
восприятие – основной познавательный процесс чувственного
отражения действительности, её предметов, явлений при непосредственном
воздействии на органы чувств. Это основа ориентации человека в окружающем мире.
внимание –
форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность
сознания на определённый объект. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное внимание требует
волевых усилий и преобладает у учащихся среднего звена и старших классов.
Непроизвольное внимание возникает само собой и является основным у дошкольников
и младших школьников.
Часто непроизвольное внимание берёт верх
над произвольным (особенно в дошкольном возрасте), результат- непроизвольное
переключение и отключение внимания.
память – процесс запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения (или
восстановления) впечатлений, полученных об окружающем мире. Развитие памяти в
онтогенезе осуществляется по нескольким направлениям:
-механическая постепенно замещается
логической;
-непосредственное запоминание
становится опосредованным, связанным с
использованием различных
мнемических средств;
-непроизвольное запоминание
становится произвольным.
Объём информации, которая должна быть
усвоена в последнее время, увеличивается, в связи с этим проблемы улучшения памяти
актуальны на всех этапах обучения.
мышление –
творческий познавательный процесс, обобщённо и опосредованно отражающий
отношения предметов и явлений, законы объективного мира. В процессе обучения
мышление развивается от наглядно-действенного через наглядно-образное к
словесно-логическому.
Особую роль, роль двигателя развития
центральной нервной системы в целом и нервных процессов в частности, играет в
данном и даже в более раннем возрасте формирование, совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев руки.
Взрослые, которые занимаются этими
проблемами, должны помнить о том, что наиболее эффективной является
эмоционально приятная деятельность ребёнка. Занятия должны проводиться в
доброжелательной обстановке. Кроме того, результативность зависит от
кропотливой систематической повседневной работы.
Развивая интеллектуальные способности детей,
необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности. Следовательно,
развивающие занятия надо организовывать с учётом основных свойств нервноё
системы – силы и подвижности основных нервных процессов. Чтобы избежать
перевозбуждения и переутомления, необходимо обязательно включать в занятия
упражнения для снятия физического и эмоционального напряжения. С этой проблемой
помогут справиться элементы дыхательной
гимнастики, основанной на принципе четырёхфазного дыхания.
Продолжительность выполнения данных упражнений не должна превышать 2 минут.
Учитывая, что в последнее время
значительно увеличилась нагрузка на зрительный анализатор (огромный объём
информации, усваиваемый через глаза), необходима профилактика нарушения зрения
на всех этапах обучения. Время выполнения глазной
гимнастики также строго ограничено (0,5-1 минута).
Игры и тренинги могут быть как
индивидуальными, так и групповыми. Для работы с группой учащихся предлагается система
тренировочных упражнений.
С каждым занятием задания несколько
усложняются. Увеличивается объём материала, предлагаемого для запоминания,
наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся рисунки (по мере
улучшения координации тонких движений).
Тем самым достигается основная цель
обучения – расширение зоны ближайшего
развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, т. е. в зону актуального развития.
С коррекционно-воспитательной целью
может быть использован соревновательный
компонент. При этом всегда необходимо создавать ситуацию успеха для детей.
Не следует забывать, однако, о том,
что в группе не должно быть перманентного лидерства, как, соответственно, не
может быть и аутсайдеров.
Каждое занятие представляет собой комплекс,
включающий не только задания на развитие восприятия,
памяти, внимания, мышления и тонкой моторики, но и упражнения для профилактики
нарушения зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики,
которая является также профилактикой
нарушения осанки, стопы и вестибулярного аппарата.
Занятия построены таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей
более динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым
переключениям с одного вида деятельности на другой.
Помните о том, что успех никогда не
приходит сразу. Надо упорно работать и результат не замедлит сказаться!
|